«Отзыв о машинописи А.Л.Андренко (Жизнь во Вселенной)»
Константин Эдуардович Циолковский
1932
В известной вселенной находим миллионы миллиардов солнц и в сотни раз большее число планет. Одни и те же вещества, один и тот же свет, одно и то же тяготение заполняют вселенную. Притом многие планеты находятся в условиях близких к земным. Можно ли после этого сомневаться в существовании органической жизни хотя бы на этих планетах — подобных Земле! Но автор этой книги идёт далее: он думает, что жизнь присутствует и на других планетах, условия на которых совсем не сходны с земными. Только это совсем другая своеобразная жизнь, хотя и чисто материальная.
В состав нашей органической жизни входят 12-20 элементов из всех известных химии. Автор предполагает, что при других условиях участия в жизни могут принять и другие элементы. Напр., углерод может заместиться кремнием, кислород — ____________и т.д. И с этим нельзя не согласиться.
Кому же не известно, что те, а не иные элементы входят в состав животных и растений вследствие их определённых физических и химических свойств. Но свойства эти вполне зависят от температуры, давления и других условий. Ни один глубокий учёный не станет с этим спорить. Условия на планетах разные, следовательно, и свойства известных 92 элементов там будут различны. Если на нашей планете будут такие-то подходящие элементы, то на другой, с совершенно другими условиями, подходящие для жизни простые тела будут совсем иными. Чем сильнее разница в условиях какой-либо чужой планетой и нашей, тем больше будет и уклонение биоэлементов этой планеты от жизненных элементов Земли.
Для физиков и химиков давно уже зависимость свойств простых тел от температуры и давления — банальная истина: изменяются все физические и химические свойства. Напр.: состояние, цвет, крепость, прозрачность, валентность, способность к соединению, разложению, образованию сложных веществ, выделению или поглощению при этом энергии, отношение к свету и вообще к лучистой энергии и проч.
На всякой планете 92 элемента, но в разных отношениях.
Вот одна из планет номер первый. Отношение элементов = №1, условия = №1, свойства элементов = №1, живые существа = №1. Конечно, эти обозначения условны.
Вот другая планета номер второй. Отношение элементов = №2, условия = №2, свойства простых тел = №2, живые существа = №2.
Так можем продолжать без конца. Невозможно сомневаться в этой зависимости! Между тем мы, ослеплённые близостью земных фактов, с трудом примиряемся с космическим распространением жизни во вселенной.
Автор доказывает это, опираясь на авторитеты, ссылаясь на физику, химию, биологию и даже геологию. И ссылается вполне научно. Он не разбирает крайних материалистов (Вильгельм Прейер) от мистиков (К. Фламмарион, Анри Бергсон) и цитирует их, лишь бы мысли, высказываемые ими, были научны и гениальны.
Справедливо, что и те и другие имеют свои преимущества и играют полезную роль в истории. В самом деле, мистики — это революционеры в науке. Они не удовлетворяются ею. Факты жизни доказывают её неполноту и тем способствуют её проверке и движению вперёд. Материалисты же основываются исключительно на современных достижениях знания. Они его консервируют и предостерегают нас от чрезмерного увлечения фантазиею.
Наш почтенный автор далёк от какого-либо увлечения. С моей точки зрения, он даже крайне умерен. Зависимость жизни от свойств элементов — давно известная истина; зависимость этих свойств от условий — тем более; наконец, бесконечное разнообразие планет космоса несомненно.
За что же автор стоит?
За чрезвычайное разнообразие органической жизни космоса, за способность всех 92 элементарных веществ принимать участие в строении животных и растений. Космический взгляд на вещи не разделяет элементы на «худые» и «добрые»: все пригодны, все жизнеспособны, но при разных условиях. Проповедовать и эту истину — большая заслуга, так как многие} поглощённые исключительно земными явлениями, и до этого не дошли. Истину надо твердить и твердить без конца.
На каждой планете жизнь, при подходящих условиях, зарождается, существует биллионы лет, а затем погашается или удаляется в другие части вселенной, где она возможна.
На одних планетах жизнь возрождается, а на других погашается. В общем же космос полон жизнью. В этом, смысле жизнь вездесуща.
Как вселенная не имеет ни начала, ни конца, так и жизнь всегда была в космосе и тоже не имеет ни начала, ни конца. В этом смысле можно сказать, что она вечная.
Я в своих трудах иду гораздо дальше и потому могу сказать, что мысли автора не только вполне научны и материальны, но и чрезвычайно умеренны и приемлемы учёным миром.
Разумеется, никаких подробностей невозможно дать о характере мировой жизни даже при известных условиях, окружающих планету — между прочим уже по одному тому, что зависимость физических и в особенности химических свойств элементарной материи бесконечно далека от полного изучения.
Автор же склоняется к тому, что иные условия выдвигают на арену жизни разные элементы, но высшие организмы при этом оказываются довольно однообразны и не очень далеки от людей. В этом отношении я могу заявить, что сам лично не в силах ничего предвидеть.
Вы ознакомились лишь с частью работ Константина Эдуардовича Циолковского.
Хотите узнать больше? На нашем сайте в разделе «Научное наследие» вы найдете множество его статей, доступных как для онлайн-чтения, так и для бесплатной загрузки в формате PDF.
Приятного погружения в мир мыслей и идей великого ученого!